Пуща Водица или Тренога
Пуща Водица или Тренога
К сожалению забыл точно
год,1987 или 1988 . Был конец октября, воскресенье В Киеве поздняя осень, последние листья на деревьях, предзимье, серый денек.
Того и гляди пойдет снег. Но в тот день утром было пока сухо.
Наша компания - любители
многодневных байдарочных походов, лесных вылазок, костров, ночевок в палатках и
прочих подобных приключений- собралась в тот день в Пущу Водицу.
План был простой.
Встречаемся на Подоле возле 12- го трамвая, едем до десятой линии -линиями
называются остановки трамвая в Пуще Водице – и пешком в лес в поисках красивого
места для того чтобы выпить и закусить.
Для тех кто не знаком с этим местом, немного истории. Пуща Водица или просто Пуща один из
живописнейших пригородов Киева на северо западе. Название
это является
комбинацией
слова «пуща», то есть густой лес, и наименования реки Водица. Там протекает еще
несколько малых рек и ручьев- Горенка, Котурка Мощун. Много озер , заповедный
лес который охватывает Киев полукольцом примыкая к
Днепру С давних времен это было любимое место для многих поколений киевлян Лес
грибы ягоды дачи ! почти
что рай на земле И добираться сравнительно легко ! ведь трамвай на дачу суть
явление уникальное. Я там
тоже бывал на даче когда мне было 7 лет Родители сняли дом в Горенке, возле 14
линии и вызвали бабушек. Прямо возле нашей дачи начиналось пшеничное поле , a за ним
лес . В лесу прямо на опушке был полуразваленный ДОТ ! Прошло только 8 лет
после войны и в лесу можно было найти много чего от войны. Задача бабушек была
оградить меня лт поисков трофеев и направить на сбор земляники . И теперь
там дачи, санатории еще с советских времен и конечно же бесконечные лесные
тропы. Доты тоже есть местами ; Их сохранили для экстремалов.
Но вернемся к нашему рассказу.
Особой
достопримечательностью является трамвай № 12 который соединяет
Контрактовую площадь на Подоле и №» последнюю №»14 ю линию
Пущи. Линия 12-го трамвая была заложена еще в 1900 году. Во времена Первой и
Второй Мировой войн трамвай имел очень важную роль - транспортировал раненных
из центра Киева в госпитали. Это хорошо описал писатель Кузнецов в своем
произведении “Бабий Яр”.
На 12 м
трамвае как бы перемещаешься из старого города прямо в густой лес. Поездка впечатляет.
Очень ярко по этому поводу написал поэт Саша Черный,
правда весной.
Саша Черный. «ПУЩА-ВОДИЦА»
Наш трамвай летел, как
кот,
Напоенный жидкой лавой.
Голова рвалась вперед,
Грудь назад, а ноги
вправо.
Мимо мчались без ума
Косогоры,
Двухаршинные дома
И заборы...
Парники, поля, лошадки –
Синий Днепр...
Я качался на площадке,
Словно сонный, праздный
вепрь.
Солнце било, как из
бочки!
Теплый, вольный смех
весны
Выгнал хрупкие цветочки –
Фиолетовые «сны». Етс етс
Вот на
этом самом трамвае мы и отправились доехав до остановки Десятая линия или
одиннадцатая повернули направо прошли два небольших квартала дач и тут же вошли
в лес, Днем когда мы приехали в Пущу, пейзаж был примерно такой
Фотография из сайта starkiev.com
В отличие от описания Саши Черного время было глубоко осеннее, что придает смешанному лесу особую красоту и запахи.
В отличие от описания Саши Черного время было глубоко осеннее, что придает смешанному лесу особую красоту и запахи.
Теперь о компании (имена ,род занятий и место работы не приводятся, тк в какой то момент трудно различить, какое из этих занятий было основным. Но кто знает, тот и догадается легко)
В2- Зам Командора, ответственный за
снаряжение . Известный походник, которого пристрастил к этому занятию его
защитившийся аспирант, Аспиранта с нами не было, но дух присутствовал. Зам
Командора был в отличной физической форме, ежедневно бегая, прыгая и отжимаясь
от пола в перерыве между другими, в тч научными занятиями.
Л1 - Жена и верная подруга Зам Командора, Ответственный
политработник и агитатор, дама-комиссар,
приятная во всех отношениях – любит ездить по заграницам, скакать на лошади и вообще всякий экстрим.
ЕЕ поддержка оказала решающее воздействие на последующие события.
А1 - Рядовой, ни за что не ответственный,
Любитель выпить, а также водных видов спорта с детства, особенно академической гребли,
но в байдарочные приключения был втянут Зам Командора. Ходить тоже мог довольно
далеко и долго. Сейчас осваивает соседний континент.
Маршрут
Итак, выйдя из трамвая, мы повернули направо в лес. В Пуще лес
смешанный, местами преобладает сосновый с высокими корабельными соснами. Бодрой
походкой по лесным тропам мы двинулись на
север,и немного восточнее, намереваясь добраться до ручья Мощун. Компас был не
нужен. Командор В1 ходил тут многократно и вел группу без всякого компаса по
ему одному известным приметам. Зарубок на деревьях на обратную дорогу не
делали.
Шагалось весело, под шутки и анекдоты. Погода между тем предвещала осадки. Когда вышли из трамвая , то стало как то сыро и прохладно. Напомню, что дело было в конце октября, и в лесу было темновато. Но мы бодро шагали, кое где даже попадались последние грибы, опята но задачи их собирать не было.
Это уже из собственного архива
Часам к трем подошли к ручью. Мощун в этом
месте оказался очень живописным ,местами сильно
заросшим. По дороге Командор доложил, что в
этих местах якобы бывал поэт
серебряного века
Семен Надсон. Тогда я не удосужился проверить,
а сейчас выяснил, что действительно бывал.
И
там есть долина Надсона с памятным камнем. Любопытство толкнуло дальше, и у
Маяковского
обнаружил упоминание Надсона
Чересчур страна моя
поэтами нища.
Между нами — вот беда — позатесался Надсон
Мы попросим, чтоб его куда-нибудь на Ща!
Мы попросим, чтоб его куда-нибудь на Ща!
Так, слово за слово, мы
выбрали место у двух поваленных деревьев у ручья и
принялись за костер. В1 и В2 были способны разжечь костер даже
из воды , поэтому
Это в очень похожем месте но в другое время.
Поскольку к тому моменту тренога не была обнаружена, то использовали подручный
материал.
На костер поставили треногу, подвесили котелок и начали варить суп берло. Туда, в этот суп идет все, что есть, но результат всегда офигенный. Все участники, кроме меня, по этому делу были большие мастера . Каша/суп скоро были готовы, скатерть самобранка расстелена и уставлена невероятно вкусными и простыми продуктами . Но самое главное, что “ У нас собой было “ как говаривали известные юмористы. И было, как это редко бывает , вполне достаточно.
После первого тоста
оказалось, что наступила зима и пошел первый снег. Пейзаж изменился очень быстро , см фото.
Так стало меньше чем за один час.
Тем не менее, трапеза
продолжалась. После второго тоста снег усилился и начал покрывать довольно
толстым слоем все окружающее пространство, ложиться по берегам ручья и закрыл в
конце концов тропу, по которой мы пришли в это
чудное место. Остался виден только ручей, а все кругом побелело и лес
совершенно преобразился.
После третьего стакана и
хорошей закуски из всего сваренного и разложенного
по cкатерти начало постепенно темнеть, и очень скоро единственным ориентиром
стал костер, который несмотря на три стакана мы все таки поддерживали. При этом
дежурного не назначали,подбрасывали дровишки как говорят на автомате.Это выглядело
примерно так :
Не
все персонажи этой фотографии присутствовали на мероприятии
Поскольку у нас традиция
ничего не оставлять, то пошел в ход четвертый тост, примерно пол стакана. И только после этого прорезалась коллективная
мысль о том, что можно было бы и двигать обратно к трамваю. Стало уже совсем
темно и насыпало где то до 10 см снега. Следов и троп не видно, компаса не
было, Да если и был бы, то кто бы его в темноте смотрел после четырех стаканов.
Отметим что все это
происходило в то время когда ни GPS, ни смартфонов, !ничего похожего
не было даже в проекте. Тогда общались ни через СМС, а заходя друг другу
в гости без приглашения , писали письма
ручкой на бумаге и пользовались уличными телефонами-автоматами, которые часто
не работали или были с оторванными трубками. Но в лесу и этого не было.
Короче, собрали все
остатки в рюкзаки и начали движение от ручья. Предстояло как минимум
пройти 5 км , чтобы попасть к
трамваю. Направление было задано интуитивно.
Здесь главную роль
сыграла наш Комиссар. Она якобы точно знала , куда идти и
приступила к
командованию. В основном оно сводилось к понуканию. Насколько помню она
вооружилась палкой. Проблемы возникли через несколько минут. Командор В1 начал
разворачиваться в марше и пытаться идти в обратном направлении. Попытки его убедить
или уговорить успеха не приносили. Он мотивировал тем, что забыл треногу которую
использовал уже 30 лет и никак не может ее оставить. Нужно идти ее искать. Пришлось
первый раз применить насилие, развернуть его и указать, что искать нужно в другом
направлении, а может быть вообще не нужно искать. Палка пригодилась. Под
действием насилия он развернулся но пройдя несколько шагов опустился на снег и
сказал , что без треноги из леса ни на шаг. Честно говоря соображать было
некому после принятого на грудь, условия начали приобретать неординарный характер. Командор твердо заявил что тренога - это
главное дело, мы можем идти, а он остается.
После небольшого перерыва
допили все что осталось из горла и мне удалось как то взвалить В1 на плечи, но
так я прошел немного. В2 и Л1 поддерживали за ноги. Потом мы поменялись с В2 и так добавили еще где то 500 м. При этом
уверенности не было, что движемся к трамваю.
Послали
Л1 разведать дорогу и она сказала что перемещаемся в нужном направлении. Продолжалось все это с переменным
успехом еще около 2-х часов с уговорами, агитацией и конечно нанесением легких телесных повреждений и
неприличными выражениями.
И о
чудо!
В районе 23 часов среди
деревьев показались огни, и мы слегка протрезвевшие вышли на конечную остановку трамвая 14 линия. Нас точно охраняли ангелы Они и
вывели.
Получилось, что дали крюк - вошли мы в лес на 10 й линии,
а вышли на 14 й. См карту.
Последний трамвай в город отходил через 20 мин И мы в него ввалились Там было всего 5 или 6 человек, и по моему кондуктор.
Командора втащили через переднюю дверь и пытались усадить . Бесполезно . Он вскакивал, пытался выскочить и бежать искать треногу.
Наконец трамвай отправился. Тогда он вскочил и начал допрос - то ли кого то из пассажиров, то ли кондуктора. Приставание длилось всю дорогу, причем он стоял возле кого то и пытался вызвать на откровенный разговор за жизнь.
Последний трамвай в город отходил через 20 мин И мы в него ввалились Там было всего 5 или 6 человек, и по моему кондуктор.
Командора втащили через переднюю дверь и пытались усадить . Бесполезно . Он вскакивал, пытался выскочить и бежать искать треногу.
Наконец трамвай отправился. Тогда он вскочил и начал допрос - то ли кого то из пассажиров, то ли кондуктора. Приставание длилось всю дорогу, причем он стоял возле кого то и пытался вызвать на откровенный разговор за жизнь.
Но мы
расслабились , согрелись и стали кемарить, и я не очень помню как мы доехали до города. Если бы было светло, то было бы видно что трамвай въехал в зиму.
Так продолжалось около часа. Наконец трамвай выехал из леса и
мы добрались до города. Там мы решили отпустить Л1 домой. Она должна была
пересесть на троллейбус и пожелала нам удачи в завершении непростой миссии. Руководила и пропагандировала она здорово. Опыт чувствовался.
Мы
втроем - В1 и сопровождающие лица тоже пересели на троллейбус, который
останавливался
вблизи дома В1. Казалось, что он затих, присмирел и
даже вроде как бы стал засыпать. Поэтому к его
дому через пол часа мы подъехали мирно и вышли на ночную безлюдную улицу. В
городе снега не было, было даже сухо. Взяв В1 под руки с двух
сторон мы завели его в подъезд его дома, благо остановка была недалеко.
Квартира была на третьем
этаже старинного дома. Этажи были высокие, дом дореволюционный.
Добравшись до квартиры, я и В2 поставили В1 возле двери,
убедились что он держится
на ногах, нажали на звонок и со всех ног бросились вниз к выходу.
Теперь нужно рассказать,
почему именно так мы поступили. Мы все прекрасно знали и очень любили жену В1 -
назовем ее КЛ. К сожалению она рано ушла из жизни и помнить ее мы будем до конца
дней.
Женщина она была крутая –
знаменитая походница, химик по профессии, привыкшая всеми управлять и
приказывать.
Я про это напишу наверное отдельную историю..
Но в ту
ночь мы с В2 элементарно испугались и решили попытаться избежать ее
праведного
гнева. Потому ретировались, выскочив из подъезда
на улицу. Там решили немного подождать, наблюдая за светящимися окнами их квартиры.
Стоим,
ждем 10 мин, 15 мин - никакого движения в
квартире. А самим уже тоже домой хочется ! Ведь идти придется пешком, если не удастся поймать
такси. В те времена UBER тоже не было, а на
зеленый огонек - так тогда называли свободное такси, тк водитель зажигал
зеленый фонарь на лобовом стекле- надежда была мизерная.
Еще через 5 мин мы решили позвонить . Для этого необходимо и достаточно было
иметь - монету в 2
копейки, уличный работающий телефон и знать номер телефона – куда звонить.
Телефонной книги с собой
не имели. Две копейки нашлись в одном экземпляре и
телефон в 5 мин ходу. У В2 отличная память, и он знал
телефон, по которому звонить. Необходимое и достаточное сложилось, и мы
позвонили . Говорил В2, тк я боялся больше . Главное было не разгневать КЛ и не напугать одновременно, поэтому что то
отвлеченное придумали и говорили вкрадчивым голосом. По ходу выяснилось, что
она совершенно спокойна – знает что В1 поехал в Пущу и скоро она его ждет домой
!!! Она его ждет !!!
Так куда же он
делся ?? Ведь его поставили у двери !
Вот тут то пригодилась
спортивная подготовка. Мы бросились к подъезду, ворвались туда – и обнаружили
черный ход. Один побежал вверх до чердака, другой через черный ход,
который вел на соседнюю улицу. На
чердаке В1 не было . Он обнаружился метрах в 200, на соседней улице – отдыхал на лавочке. Оказывается он
очень шустро выбежал за нами, но выскочил на
эту соседнюю улицу через черный ход.
Короче, была повторена
операция установки В1 к двери квартиры. Но в этот раз после звонка в дверь я
поднялся на один пролет, а В2 спустился на один пролет- набрались опыта.
Дверь открылась, подследственный
ввалился во внутрь, раздались громкие возгласы и дверь захлопнулась. Можно было перевести дух,
Но выпить было больше
нечего. Было 3 часа ночи.
В те времена, если ночные
заведения и были в Киеве, то мы их не посещали и не знали, где они
находятся! Были погружены в другие
интересы. Побрели в сторону Львовской площади, а там нам надо было двигаться в
разном направлении - В2 на Соломенку, а мне на Бессарабку. Часам к пяти
утра оба уже спали. На работу нужно было явиться в 815 этого же утра…
C тех пор в нашей компании выражение “ИСКАТЬ ТРЕНОГУ” вызывает специфическую реакцию. Все начинают хитро улыбаться, подмигивать и понимающе кивать.
Comments
Post a Comment